Управление экологических обследований

Управление экологических обследований ГПБУ «Мосэкомониторинг» отвечает за организацию функционирования передвижных экологических лабораторий.

Наша деятельность

Рейды передвижных экологических лабораторий (ПЭЛ) выполняются с учётом аналитической проработки особенностей каждой отдельной территории и сведений об имеющихся на ней источниках загрязнения атмосферного воздуха и повышенного уровня шума. (Впоследствии подобные данные обобщаются и систематизируются, учитывается и информация о вновь выявленных источниках загрязнений воздуха и повышенного уровня шума.)

Результаты обследований заносятся на портал открытых данных правительства Москвы, где каждый заинтересованный посетитель имеет возможность с ними ознакомиться. Эти же данные, в случаях выявления превышений, зачастую являются основой для инициирования проверок, предпринимаемых надзорными органами, и принятия управленческих решений (напр., о проведении шумозащитных мероприятий, расширении действия «грузового каркаса» и пр.). На основании результатов рейдов ПЭЛ готовятся и ответы на обращения жителей и органов власти.

В рамках своих компетенций сотрудники Управления экологических обследований взаимодействуют с подразделениями и специалистами федеральных агентств и служб (Роспотребнадзор, Росприроднадзор, МЧС России, Росгидромет и др.), столичных структур власти (префектуры, управы, департаменты), Объединения административно-технических инспекций города Москвы и т. п.

 

Измерения уровня загрязнения атмосферного воздуха

Ежегодно сотрудники Управления экологических обследований рассматривают порядка 4-5 тысяч обращений граждан и органов исполнительной власти на загрязнение атмосферного воздуха и появление неприятных запахов, а также на повышенные уровни шума от различных источников (кроме строительных работ).

Выезды передвижных экологических лабораторий, как плановые, так и оперативные, в основном проводятся на территориях, не охваченных сетью автоматических станций контроля загрязнения атмосферы (АСКЗА) ГПБУ «Мосэкомониторинг».

По обращениям граждан и органов власти передвижными экологическими лабораториями ежегодно обследуется 1 – 1,5 тысячи жилых территорий города Москвы (с учётом числа оперативных рейдов ПЭЛ).

Передвижная лаборатория – по сути, та же АСКЗА, только реализованная на базе грузового фургона и имеющая блок батарей для автономной работы (до 10 часов без подзарядки). ПЭЛ укомплектована метеокомплексом и практически максимальным набором газоаналитического оборудования для измерения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, таких как оксид углерода, окислы азота, углеводороды, аммиак, сероводород, диоксид серы, взвешенные вещества. В ПЭЛ имеются ручные прецизионные шумомеры и пробоотборные устройства (аспираторы) – для взятия проб и последующего их анализа в лабораторных условиях.

 

Обследование столичных территорий и непосредственно измерения уровней загрязнения атмосферного воздуха по обращениям граждан и органов исполнительной власти проводят сотрудники Инженерно-технической службы и Аналитической инспекции ГПБУ «Мосэкомониторинг». Аналитическую же подготовку выезда ПЭЛ, определение, в каких контрольных точках следует производить отбор проб атмосферного воздуха, корректировку контрольных точек в период измерений, а также формирование перечней загрязняющих веществ для отбора проб и последующие выводы о результатах измерений возложены на Управление экологических обследований (отдел обработки данных экологических обследований (воздух) либо сектор оперативного контроля).

Большинство рейдов ПЭЛ осуществляется в ночное время. При их планировании проводится комплексный анализ территории, анализируются источники загрязнения и состав выбросов, метеорологические условия в период поступления обращения, данные ближайших автоматических станций, видеокамер и результаты предыдущих рейдов ПЭЛ. На основании аналитической работы формируется задание на выезд лаборатории, включающее схему контрольных точек проведения измерений (с наветренной и подветренной стороны предполагаемого источника), перечень анализируемых веществ, время проведения измерений (с учетом метеообстановки).

В ходе рейдов специалистами также ведется обследование территорий города на предмет выявления навалов отходов, следов сжиганий, задымлений, неприятных запахов и других нарушений.

В случаях выявления превышений установленных гигиенических нормативов информация об этом направляется в соответствующие органы – для принятия мер по компетенции. Что касается результатов проведённых обследований и измерений, то они регулярно публикуются:

  • ежемесячно на портале открытых данных правительства Москвы;
  • ежегодно в Госдокладе о состоянии окружающей среды города Москвы, выпускаемом Департаментом природопользования.
Контроль уровня шума

Подразделение осуществляет контроль уровня шума при производстве строительных и дорожно-ремонтных работ в ночное время.

Данные работы проводятся в целях поддержания комфортной акустической обстановки в городе и подготовки документов для возбуждения административных дел за превышения нормативов по шуму.

Строительные и дорожно-ремонтные работы традиционно являются основными источниками шума, вызывающими беспокойство москвичей.

В 2019 году в акустическую службу поступило 8764 обращения по вопросам повышенного уровня шума на столичных территориях. Из них 8279 (порядка 94%) было связано с производством строительных и дорожно-ремонтных работ в ночное время суток, ещё около 2% – с транспортом, примерно 1% – с погрузочно-разгрузочными работами на торговых объектах, около 3% обращений пришлись на прочие причины (шум промпредприятий, работа коммунальной техники и т. п.).

Проведение работ в ночное время в Москве допускается при условии соблюдения организациями ряда ограничений и требований, направленных в том числе на недопущение ухудшения акустической обстановки на прилегающих жилых территориях. Согласно пункту 2.5.15 Правил, утверждённых Постановлением правительства Москвы № 299-ПП от 19.05.2015 «Об утверждении Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве», при выполнении работ в ночное время суток необходимо:

  • обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке;
  • исключить громкоговорящую связь;
  • не производить сварочные работы без установки защитных экранов;
  • исключить забивку свай, шпунта и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы;
  • не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к месту производства работ;
  • исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.

За нарушение условий производства работ, повлекших превышение нормативов допустимого уровня шума в ночное время, статьёй 4.46 Закона города Москвы № 45 от 21.11.2007 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность. Уполномоченным органом по привлечению виновных лиц к административной ответственности по данной статье является Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

Подразделения

Отдел обработки данных экологических обследований (воздух)

В обязанности сотрудников отдела входят:

  • проведение аналитической работы по определению вероятных источников загрязнения воздуха или повышенного уровня шума;
  • планирование рейдов передвижной экологической лаборатории, последующий анализ полученных результатов;
  • рассмотрение обращений граждан и органов власти в части загрязнения атмосферного воздуха и повышенного уровня шума (от различных источников, за исключением строительных объектов);
  • участие в подготовке разделов Госдоклада «Региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха»;
  • подготовка статистической и аналитической отчётности, а также информации для выгрузки на портал открытых данных правительства Москвы.

Сектор обработки данных экологических обследований (шум)

Основные функции подразделения:

  • планирование рейдов испытательной лаборатории Аналитической инспекции;
  • рассмотрение обращений граждан и органов исполнительной власти по вопросам повышенного уровня шума при производстве строительных и дорожно-ремонтных работ в ночное время;
  • ведение Единого городского фонда данных экологического мониторинга (ЕГФДЭМ) в части мониторинга уровней шума от строительных объектов;
  • подготовка аналитической и статистической информации (в т. ч. для Государственного доклада об охране окружающей среды в городе Москве);
  • участие в ежемесячной подготовке информации для выгрузки на портал открытых данных правительства Москвы.

Сектор оперативного контроля

Обязанности сотрудников сектора включают:

  • проведение аналитической работы по определению вероятных источников загрязнения атмосферного воздуха при организации оперативных рейдов ПЭЛ, их координация в дневное и ночное время;
  • подготовка срочных раппортов и справок (на основе экспресс-анализа результатов оперативных рейдов ПЭЛ, данных АСКЗА и метеорологических параметров);
  • круглосуточный экологический мониторинг состояния атмосферного воздуха и метеорологической обстановки, анализ сообщений в СМИ и социальных сетях на тему экологической ситуации в столице;
  • в круглосуточном режиме – видеонаблюдение за территориями промышленных зон Москвы (в целях выявления фактов несанкционированного сжигания промышленных и бытовых отходов), при необходимости – оперативное информирование компетентных органов;
  • во взаимодействии с информационно-аналитическим отделом – мониторинг работы АСКЗА в части выявления неисправностей оборудования и корректности передаваемых данных.